Как команда рядовых американцев покорила Северный полюс

История покорения Северного полюса покрыта многими неопределенностями и тайнами. Существует авантюрная история про то, как несколько мужчин средних лет без всякой специальной квалификации оказались первыми людьми, покорившими Северный полюс. Произошло это в 1968-м.

Как появилась идея?

Большая идея была рождена в баре «Пиквик» в Дулуте в 1966. 39-летний страховой агент Роберт Плейстед обсуждал с местным доктором планы на охоту на тюленей на Севере Канады, куда можно добраться с помощью собачей упряжки. Первый предложил пойти на снегоходах, но доктор был против «железных собак». И тут прозвучал провокационный вопрос «если снегоходы так хороши, почему бы не съездить на Северный полюс?» – на который Плейстед ответил положительно. Таким образом, доктор стал подстрекателем и, одновременно, участником экспедиции, ведь очень хотел исследовать не столько сам полюс, сколько арктические льды. Лучший друг Дон Повелерк согласился стать радиооператором, а школьный учитель Джерри Питлз должен был помочь в выборе правильного направления. Механиком стал Волт Пэдэрсон, гений-самоучка, который хорошо разбирался в снегоходах. Рекламой занялся Жан-Люк, племянник основателя.

Старт экспедиции

Первая экспедиция отбыла 28 марта 1967 года из небольшого канадского научно-исследовательского центра на острове Элсмир, в 700 милях от полюса. Уже через месяц, измученный сильнейшим штормом, Плейстед решил, что они не в силах добиться цели, несмотря на то, что уже так много было изучено.

Вторая экспедиция официально покинула Монреаль в конце февраля 1968 года. Базовый лагерь второй попытки был в 425 милях от полюса – места, с которого начал путь Пири в 1909 году.

Но даже начало оказалось неудачным. В первый же день над ними пролетел самолет, чтобы проверить их прогресс и дать знать – они отбились на 45 градусов от курса. Самолет повернул на юг, и участники направили дезориентированные снегоходы на север. При шестидесятиградусном морозе за день они прошли всего 150 ярдов. Посчитав время, которое им нужно, чтобы добраться к Северному полюсу, они поняли, что не достигнут цели к весне, когда растает половина здешних ледников. Роберт был очень раздражен, обвиняя всех и вся. Не было никаких ориентиров, признаков цивилизации, только 5 часов дневного света, 60-градусный мороз, метель, затруднения в поставках с воздуха – все это наталкивало на вопрос «Для чего все это?» Стало очевидным негативное психологическое влияние путешествия. 15 марта начался ураганный ветер, и такая погода продлилась неделю. Когда ситуация улучшилась, главной опасностью стали тонкий лед и черные участки воды. К концу первой недели они находились только в 35 милях от базового лагеря.

Ранее люди делили снегоходы, что замедляло прогресс экспедиции. Теперь Плейстед решил добровольно вернуться в лагерь и помогать там с обеспечением, отказавшись от своей цели. Курс держали четыре человека, скорость их снегоходов достигла 54 миль с изначальных 22.

Риск был везде и всегда. Однажды ночью южный конец льдины начал разрушаться, но Пэдэрсон утвердил – неважно, что происходит на юге, ведь они направляются на север. Лед под ногами становился мягче. Ситуация казалась безнадежной – исследователи застряли на льдине, дрейфующей на юг, и они не могли придумать, как присоединиться к льдине на север. Вдруг Пэдэрсон увидел возможность пересечь льдину во время столкновения с другой. Мужчины чудом спаслись, буквально выхватив свои жизни из холодных рук моря.

Теперь они были за два градуса широты от географической северной точки на земном шаре. Но в каждом направлении лежала опасность, замкнутое пространство, 90 градусов на север – Полюс! Чувство эйфории было ощутимым. 20 апреля 1968 участников экспедиции официально огласили первооткрывателями полюса!

 

Оригинал истории: http://www.nytimes.com/2016/03/20/magazine/an-insurance-salesman-and-a-doctor-walk-into-a-bar-and-end-up-at-the-north-pole.html?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fmagazine&_r=2

С нами работают